Как организовать командную работу, чтобы всем было комфортно?
Когда в коллективе работают очень разные люди — с разным опытом, взглядами и ценностями, — это может стать вашей суперсилой или большой проблемой. Например, молодые сотрудники часто стремятся к быстрому результату, а опытные предпочитают идти проверенным путём, даже если этот путь долгий. Как создать условия, чтобы такие различия помогали, а не мешали работе? Елена Лондарь, HR-эксперт и руководитель проектов hh.ru, рассказывает, как найти подход к каждому сотруднику и объединить их в одну сильную команду.
В статье вас ждут кейсы — решите их, чтобы потренировать навык управления командой. А потом сравните ваши варианты с ответами от hh.ru.

Развивайте здоровые коммуникации
☑️ Учитесь сами и обучайте команду. Осваивайте навыки, которые помогут лучше понимать и поддерживать сотрудников, и делитесь знаниями с другими руководителями в вашей компании. Показывайте на своём примере, как спокойно решать конфликты и организовывать командную работу.
☑️ Давайте обратную связь. Каждому сотруднику важно знать, как он справляется с работой. Регулярно обсуждайте его результаты: что получается, а что можно улучшить. Хвалите за успехи открыто, чтобы это вдохновляло и других. А если нужно обсудить ошибки, делайте это наедине, чтобы не подвергать сотрудника осуждению со стороны команды.
☑️ Налаживайте общение. Проводите групповые встречи, где можно обсудить рабочие вопросы, а также встречи один на один, чтобы сотрудники могли поговорить с руководителем лично. Дайте возможность каждому предложить идеи или поделиться проблемами. Тогда сотрудники будут понимать, что могут рассчитывать на вашу поддержку.
☑️ Учитывайте опыт при работе с задачами. Не все сотрудники работают в одном темпе. Опытные лучше справляются с самостоятельными заданиями, а новичкам нужны подробные инструкции и более частая обратная связь. Адаптируйте подходы к каждому сотруднику, чтобы команда могла достигать лучших результатов.
⮱ Кейс
Новый сотрудник устроился в компанию и через месяц признался руководителю, что чувствует себя изолированным. Коллеги не вовлекали его в обсуждения, а на совещаниях он чувствовал, что его идеи не принимают всерьёз. Подумайте, что бы вы сделали на месте руководителя?
Мотивируйте по-разному
☑️ Предлагайте разные способы мотивации. Узнавайте у сотрудников, что их вдохновляет и какие бонусы для них важны. У разных работников приоритеты могут отличаться. Поэтому предложите сотрудникам набор бонусов и льгот с возможностью выбирать и заменять опции раз в квартал или месяц. Для кого-то важен хороший пакет ДМС, для другого — спорт или консультация с психологом.
☑️ Делитесь успехами компании. Важно рассказывать о планах, стратегии и успехах компании сотрудникам всех уровней. Это помогает работникам учитывать общую стратегию организации при принятии решений. Отмечайте вклад каждого члена команды, особенно тех, кто показал хорошие результаты. Когда сотрудники видят, что их усилия замечают, они становятся более вовлечёнными и заинтересованными в общем успехе.
☑️ Дайте возможность влиять на компанию. Создайте такие условия, в которых каждый сотрудник может поделиться идеей или своим видением, как улучшить процессы. Обсуждайте предложения, внедряйте лучшие из них и обязательно поощряйте авторов.
☑️ Предлагайте гибкий график. Учитывайте индивидуальные потребности сотрудников. Например, студентам, молодым родителям или пенсионерам будет особенно интересно предложение гибкого графика, совмещения удалённой работы с офисной. Это никак не отразится на результатах сотрудников, зато они оценят вашу поддержку и заботу об их комфорте.
⮱ Кейс
Один из сотрудников, который регулярно показывал отличные результаты, неожиданно стал отказываться от новых задач. На личной встрече с руководителем выяснилось, что он считает свою работу незаметной для руководства и поэтому не видит смысла в дополнительных усилиях. Что бы вы сделали, чтобы изменить ситуацию?
Меняйте, а не увольняйте
☑️ Обучайте и развивайте. Давайте сотрудникам возможность учиться и осваивать новые навыки. Это поможет им лучше справляться с текущими задачами и чувствовать себя увереннее в работе. Если сотрудник хочет попробовать себя в чём-то новом, поддержите его.
☑️ Введите наставничество. Попросите опытных сотрудников помочь новичкам и поделиться с ними своими знаниями и опытом. Это поможет одним работникам быстрее адаптироваться в команде, а другим — примерить новую роль внутри компании.
☑️ Следите за состоянием сотрудников. Так вы сможете вовремя заметить признаки выгорания или недостаточной мотивации. Поговорите с таким работником, выясните, что стало причиной его проблем. Если он устал, предложите ему несколько выходных или отпуск, чтобы отдохнуть и восстановить силы.
☑️ Возвращайте ранее ушедших работников. Расставайтесь с сотрудниками на хорошей ноте. Если работник хорошо проявлял себя в прошлом и есть возможность вернуть его, предложите подходящую позицию. Такой специалист уже знаком с вашими процессами, быстро включится в работу и скорее выйдет на точку «безубыточности», чем новый сотрудник, а также привнесёт свежий взгляд, опыт и навыки, приобретённые в другом месте.
⮱ Кейс
Сотрудник, который несколько лет работал в компании, начал совершать ошибки и избегать сложных задач. На личной встрече он признался, что потерял интерес к своей работе и хочет попробовать что-то новое, но не знает, как к этому подступиться. Что можно сделать, чтобы помочь ему?